На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Приют

8 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Козодаев
    «туда не пускают. Ленам-Леман, Самуэль-Самуэль.... понимать надать  »  А  неужели  мы  можем  определять  то  деяние,...Две России. Как п...
  • Алатырка
    Ну так я своим делом и занимаюсь, что однако не лишает меня права высказывать свое мнение, на происходящее, тем паче,...Две России. Как п...
  • Валентин Козодаев
    А  другие  меры,  это  просто  очень,  каждый  человек  рождён  для  своего  дела  и  задач,  и  не  каждому  дано,  ...Две России. Как п...

Япония замахнулась на Сахалин.

 Япония замахнулась на Сахалин.

 

Для разнообразия Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Не успел закончиться визит в Японию министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, как Токио взялся за старое — вновь поднял тему принадлежности Курильских островов. Причем сделал это в более резком, радикальном формате, упомянув в контексте остров Сахалин. Готовность России к компромиссу по территориальному вопросу была воспринята как слабость, а значит, и повод для атакующих действий на дипломатическом фронте. Градус дискуссии добавляют скорые выборы, на которых действующий премьер-министр Синдзо Абэ рассчитывает победить, заняв жесткую позицию. Россия же, хотя и размещает на спорных территориях дополнительный военный контингент, политически, скорее, проигрывает, оставаясь в обороне. Выходом из положения может стать симметричное требование — вопрос о принадлежности острова Хоккайдо, на котором когда-то жили подданные Российской империи.

О взглядах японского политического истеблишмента на проблему урегулирования так называемых «северных территорий» в интервью влиятельному изданию Toyo Keizai развернуто рассказал отставной дипломат Ёсике Минэ. По его словам, проблема имеет два уровня. «В узком смысле проблема "северных территорий" указывает на четыре острова. В более широком — на Сахалин и Курильские острова», — отметил Минэ. При этом он привел японское название Сахалина — Карафуто. Вместе с тем дипломат оговорился, что на дискуссии в парламенте правительство Японии ведет речь только о четырех островах: Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. Также Минэ напомнил, что Россия уже заявляла о готовности вернуть Хабомаи и Шикотан. То есть передачу двух южных островов японцы считают делом в принципе решенным. Более широкие территориальные претензии, в том числе Сахалин, — это для них задача максимум.

Тот факт, что подобные речи ведет не действующий государственный служащий, вовсе не означает, что его словам не стоит придавать значения. В западной политической традиции считается нормальным давать высказывать одиозные идеи формально бездействующим, но авторитетным политическим деятелям. Они используются как элемент давления на переговорах и предмет для политического торга. Вспомним многочисленные внешнеполитические миссии Картера или Киссинджера. Побежденные японцы учатся у победителей — янки. Аргументируя в интервью свою позицию ссылками на исторические договоры и послевоенные дипломатические коллизии, Минэ стремится создать впечатление об отсутствии у России права на Южные Курилы и в завершении апеллирует к США как к внешней силе, призывая вмешаться в двусторонние переговоры Японии и России.

Позиция нашего МИДа на первый взгляд безупречна: продолжение переговоров по островам возможно лишь после признания Японией итогов Второй мировой войны — российского суверенитета над «спорными территориями» и подписания мирного договора. То есть «утром деньги — вечером стулья», а не наоборот. Хотя передача Японии (предположим!) двух южных островов, пусть и в качестве жеста доброй воли, вряд ли найдет понимание у россиян. Даже в случае, если пресловутый мирный договор будет подписан. Японцев же и этот, во многом односторонний, вариант не устраивает. Понимая это еще накануне своего визита, Сергей Лавров заявил, что официальная Москва требует ясности от Токио по этому вопросу. Впрочем, недавняя реплика российского президента, сказанная журналистам после прямой линии о том, что «компромисс когда-нибудь может быть найден и будет найден», кажется, вновь вдохновило политиков Страны восходящего солнца. То же говорят и источники «Коммерсанта» в российском посольстве в Токио.

Дипломатические игры идут на фоне укрепления Россией своей обороноспособности в регионе. Ранее сообщалось, что Минобороны РФ разместит на Курилах береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», а также группировку беспилотников нового поколения. Это произойдет в рамках планового перевооружения дислоцированных здесь соединений и воинских частей. Кроме того, в апреле моряки Тихоокеанского флота отправятся в трехмесячный экспедиционный поход на острова Большой Курильской гряды. Заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о том, что усиление российской военной инфраструктуры на южных Курилах «будет несовместимо с позицией Японии», и вовсе выглядит жестким и не оставляющим поля для компромиссов. Масла в огонь подлили депутаты Госдумы РФ, предложившие использовать изображение спорных островов на новой вводимой ЦБ в обращение банкноте. Очевидно, что в случае подобного закрепления символа ни о какой передаче островов не может быть и речи.

Между тем все эти меры носят скорее технический характер. Да, острова будут надежно защищены, однако когда-то и СССР был с военной точки зрения неслабой державой, однако капитулировал, как только у руля оказался слабый, подверженный влиянию генсек Горбачев. Для закрепления паритета и утверждения своей позиции России помогло бы некое симметричное требование к Японии политического характера, которое уравновесило бы притязания Токио. А главное, могло бы быть снято только в ответ на снятые требования японцев. Таким требованием мог бы стать вопрос территориальной принадлежности острова Хоккайдо. Когда-то СССР намеревался захватить и его у поверженной в войне Японии, однако сопротивление президента США Гарри Трумэна помешало. Исторические же аргументы, обосновывающие притязания России на остров, имеются.

Хоккайдо — русский остров

В настоящий момент японская сторона апеллирует к Симодскому трактату от 1855 года. Однако, если взять за основу предшествующие события, ситуация перестает быть двусмысленной. Так, составленное при Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и Хоккайдо. Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными. С японцами они воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курилы казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — православные! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами. Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». То есть сейчас наш МИД предлагает сделать ровно то, что зафиксировано в декларации Хрущева.

Есть, однако, некоторое отличие. Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась. Только что визит Абэ в Россию был отменен как раз из-за давления Вашингтона, о чем рассказала глава информационного департамента МИД Мария Захарова. Ну а раз так, то и безвозмездная передача в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной и практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Можно вспомнить и о мнении народа и провести референдум или хотя бы опрос ВЦИОМ о том, согласны ли люди с решением Никиты Хрущева «идти навстречу пожеланиям Японии и учитывать интересы японского государства». Наш крестьянский в массе своей народ безошибочно чувствует, что землю отдавать нельзя никогда. Ответом будет категорическое «нет». Телеканал Russia Today и агентство Sputnik проинформируют мир о воле россиян.

Если официальные государственные структуры начать такую кампанию по дипломатическим соображениям не могут, это может сделать одна из неформальных патриотических организаций. Государство же поддержит инициативу. Именно так порой действуют американцы, называя это государственно-частным партнерством. Чем Россия хуже? Навсегда снять проблему принадлежности Курильских островов, «затроллив» предварительно Токио медийными и дипломатическими атаками, — достойная задача для такой практики. Лозунгом кампании могли бы стать слова: «Хоккайдо — русский остров!» 

Serjio

https://cont.ws/post/252374

Картина дня

наверх