На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Приют

8 435 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валентин Козодаев
    «туда не пускают. Ленам-Леман, Самуэль-Самуэль.... понимать надать  »  А  неужели  мы  можем  определять  то  деяние,...Две России. Как п...
  • Алатырка
    Ну так я своим делом и занимаюсь, что однако не лишает меня права высказывать свое мнение, на происходящее, тем паче,...Две России. Как п...
  • Валентин Козодаев
    А  другие  меры,  это  просто  очень,  каждый  человек  рождён  для  своего  дела  и  задач,  и  не  каждому  дано,  ...Две России. Как п...

Как Горбачев пиццу рекламировал

Американский журнал решил поворошить прошлое
Николай Петров
 
  
Как Горбачев пиццу рекламировал

Речь идет о выпущенном в 1997 году рекламном ролике компании «Пицца Хат», в котором Михаил Сергеевич снялся со своей внучкой, что вызвало в то время в нашей стране бурю возмущения. «Эта реклама ушла бы в небытие, если бы не ее долгая вторая жизнь в интернете, где каждые несколько лет ее открывают заново. Бесспорно, тебя охватывает некая вуайеристская дрожь, когда созерцаешь, как человек, который когда-то командовал сверхдержавой, продвигает пиццу», – пишет американский журнал «Форин Полиси», который опубликовал на днях статью на эту тему под заголовком «Чудо Дня Благодарения Pizza Hut Михаила Горбачева».

История эта действительно старая, но зачем же ее снова мусолит американское издание? Сюжет знаменитого ролика, казалось бы, незамысловат. Гуляя по Москве с ребенком, Горбачев заходит в пиццерию, где заказывает себе пиццу. В это время за соседним столиком сидит компания, которая бурно обсуждает итоги перестройки. Кто-то приводит положительные аргументы, кто-то отрицательные, но в итоге одна из участниц говорит, что благодаря Горбачеву они могут сидеть тут и есть пиццу. Заканчивается все тем, что все встают и хором скандируют: «За Горбачева!», словно поднимая тост, только вместо кружек в руках у людей по куску пиццы.

Эта реклама с явным политическим подтекстом вызвала тогда в России бурю негодования. Не только потому, что прежний руководитель великого государства оказался в жалкой роли персонажа рекламы забугорной фирмы. Оказавшееся за чертой бедности большинство населения постсоветского пространства с возмущением наблюдали, как человек, которого они считали виноватым в своем нищенском существовании, сидит и поедает пиццу, да ещё и получает за это деньги.

«Опасно, – пишет сегодня американский журнал, – когда лидеры переживают свои страны. Идут ли они дальше или становятся одержимыми возвращением к власти, они не могут избежать своей роли как символов исчезнувшего мира – состояния, чреватого как ностальгией, так и опасностью».

 

Любопытно, что американское издание само объясняет, чем может быть интересен этот ролик для нас и сегодня, поскольку именно в нем, как это ни парадоксально, отразилась та дискуссия и те споры, которые до сих пор ведутся в нашей стране вокруг «наследия Горбачева».

 

«(...) Но Горбачев на самом деле – не гвоздь этого рекламного ролика, – признает «Форин Полиси». – У него там даже нет слов. Он – свидетель центральной драмы, борьбы вокруг наследия Горбачева между пламенным, поддерживающим реформы молодым человеком и суровым антигорбачевски настроенным мужчиной средних лет – возможно, отцом и сыном. Эти двое обмениваются обвинениями и словами в защиту деятельности Горбачева – "Это из-за него у нас в экономике бардак!" "Благодаря ему у нас новые возможности!" "Полный хаос!" "Перспективы!" – до тех пор, пока спор не решает пожилая женщина: "Да благодаря ему... у нас есть "Пицца Хат"!»

 

Трагедия Горбачева

 

«Для самого Горбачева история этого ролика – трагедия: это попытка одного человека найти – и профинансировать – свое место в стране, которая больше не хотела иметь с ним ничего общего, – отмечает автор публикации Пол Масгрейв, доцент политологии в Университете Массачусетса в Амхерсе. – Для мира смерть Советского Союза стала геополитическим землетрясением».

 

«Горбачева постигла та же участь, что и многих советских пенсионеров, которые рассчитывали на щедрые пенсии, а вместо этого были вынуждены крутиться и вертеться, чтобы выживать, когда вокруг них рушилась российская экономика, сократившись с 1991 до 1998 года на 30%», – напоминает «Форин Полиси».

 

«Переговоры с Горбачевым заняли месяцы, – пишет далее издание, рассказывая об истории создания ролика. – Отчасти это было переговорной тактикой: чем дольше будут длиться переговоры, тем выше будет гонорар Горбачева… Точная сумма, которую Горбачев получил за рекламный ролик, остается секретом, но, возможно, это был один из самых больших гонораров в истории – сумма, которая сегодня с легкостью могла бы быть семизначной с учетом инфляции».

 

  Автор статьи сообщает, что этот ролик до сих пор используется в США в качестве иллюстрации к истории России. «Юваль Вебер, – пишет «Форин Полиси», – занимающийся российской военной и политической стратегией в Центре Крулака Университета корпуса морской пехоты, "использует этот рекламный ролик в качестве значимого документа на своих уроках по российской истории, чтобы проиллюстрировать сложности перехода от коммунизма».

«Тут есть фундаментальная надежда с американской стороны на то, что пицца или западная культура могут решить действительно неразрешимые проблемы российской политики, – говорит Вебер. – И есть русские, изображающие законную семью – стилизованный семейный спор о чем-то важном. Сами актеры воплощают вполне реальные стереотипы о современной Москве».

 

Будущее оказалось мрачным

 

«Если послушать звучащую в конце фразу – "За Горбачева!" – она звучит так, будто весь народ России скандирует "За Горбачева", - говорит Клейтон Хеммерт, редактор этого рекламного материала. Ролик заканчивается этими возгласами, звучащими по всей Красной площади, а затем и по всей Москве, на все более расширяющихся кадрах с праздничной музыкой на фоне». «Создается впечатление, можно сказать, иллюзия, что вся страна чувствует, что то, что произошло – это замечательно», – подчеркивает он.

«Тем не менее, – признает Вебер, – финал ролика не так однозначен, как может показаться при первом просмотре. В самом конце, когда все произносят: "За Горбачева!", эта фраза разлетается по всей Москве и по всем достопримечательностям. Но последний кадр запечатлел пожилую женщину, бабушку, одетую в черное, которая смотрит далеко вдаль. В некотором смысле это сделано для смеха. Но в то же время этот ее недоброжелательный взгляд в будущее до сих пор неясен».

 

«Будущее оказалось намного более мрачным, чем ожидалось, – констатирует журнал. – Чуть менее чем через год после съемок рекламы, в августе 1998 года российская финансовая система потерпела крах.

 

Вебер размышляет над тем, что это могло означать для вымышленной семьи в рекламе. «Они были бы теми, кого это раздавило. Сын – как раз тот парень, который понес бы огромный финансовый урон. Папа не в лучшей форме. Бабушка держится, но ее состояние хуже, потому что внук, вероятно, не может ее поддерживать так, как раньше», – говорит он. – (...) Согласно новостным сообщениям, та пиццерия Pizza Hut, где снималась реклама, сама закрылась во время финансового краха».

«А это означает, что эта вымышленная семья, как и большинство россиян, вероятно, в начале 2000-х годов поддерживала все более жесткого Владимира Путина, считая его единственным человеком, который может вернуть им стабильность и потенциал роста», – отмечает Вебер. – «Долой пиццу, да здравствует вертикаль власти».

 

Россияне вынесли свой приговор

 

«Для россиян, – делает в итоге вывод журнал, – дебаты о его наследии, которые были на первом плане в рекламном ролике, завершились окончательно. В опросе, проведенном в 2018 году авторитетным Левада-центром, 66% россиян заявили, что сожалеют о распаде Советского Союза… Русские, похоже, обвиняют в катастрофе его. Опрос Левада, проведенный в 2017 году, показал, что только 1% россиян выражают восхищение Горбачевым, 30% заявили, что не любят его, а 13% сказали, что их общее отношение к нему – это отвращение или ненависть (Ельцин, который скончался в 2007 году, получил почти такие же показатели). Как лидера россияне оценивают Горбачева намного ниже Иосифа Сталина. Иными словами, никакая толпа россиян не собирается скандировать "За Горбачева!" в ближайшее время», – заключает автор публикации.

Но не только «Форин Полиси» интересуется сегодня этой драматической страницей в истории России. 5 декабря в российский прокат выходит документальный фильм Вернера Херцога и Андре Сингера «Встреча с Горбачевым». Фильм основан на интервью Михаила Горбачева Вернеру Херцогу, в котором они обсуждают окончание холодной войны, падение Берлинской стены, сокращение ядерного оружия, распад СССР, Чернобыльскую катастрофу и т.д.

 

«Что будет написано на вашем надгробии?» – задает в конце фильма его автор вопросу Горбачеву. – "Мы старались"», – отвечает Михаил Сергеевич. Но тут самое время напомнить, что: “Благими намерениями дорога в ад вымощена”».

 

Такова парабола унизительного падения бывшего лидера СССР, согласившегося рекламировать американскую пиццу, – драмы всей нашей страны. Сегодня даже на Западе, где участник разрушения СССР Горбачев был кумиром, это уже тоже признают.

 

 

 

 

 
Специально для "Столетия"
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх