О загадочной судьбе нескольких миллиардов рублей, оставшихся на банковских книжках участников Великой Отечественной войны, «Мир новостей» пишет уже три года. Российские историки снова и снова доказывают, что начиная с 1942-го наше государство платило защитникам Родины зарплату, по приказу Сталина на всех фронтах были открыты полевые кассы, деньги за подбитые фашистские танки и самолеты перечислялись в Госбанк СССР на вкладные книжки солдат и офицеров.
Опираясь на архивные документы, ученые утверждают, что в 1945 году в Красноармейском отделении Госбанка СССР (сегодня его правопреемником является Центральный банк РФ) осталось 2 млн 600 тысяч невостребованных вкладов погибших бойцов. Еще 70 лет назад деньги должны были получить вдовы и дети согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 15 декабря 1945 года №3106 «О выплате наследникам вкладов умерших и погибших военнослужащих, внесенных ими в полевые учреждения Госбанка». Однако до многих семей средства так и не дошли.
В XX веке информация о фронтовых депозитах была тайной за семью печатями, но в 2012 году о них узнали историки из Казани, поисковики из Архангельска и юристы из Самары. Родственники ветеранов Великой Отечественной войны начали подавать иски в суд, доказывая свое право на наследство. Некоторым счастливчикам удалось одержать победу над Центральным банком РФ - наша газета писала о дочери ветерана из города Тетюши, вернувшей отцовские 100 тысяч рублей, и жителе Бугульмы, получившем 2 млн 800 тысяч рублей.
По словам директора Казанского музея-мемориала Великой Отечественной войны Михаила Черепанова, люди, добившиеся справедливости, предпочитают не распространяться на эту тему - деньги большие, опасно о них кричать.
Молчат и адвокаты, ведущие такие дела за 10% от выигранной суммы. Кстати, цифры в исковых заявлениях указывают именно юристы - сами пересчитывают вклады с учетом финансовых реформ и нынешней зарплаты российских военных.Побеждают единицы - те, у кого есть средства для борьбы и, по слухам, связи в банковской сфере, а для сотен простых и небогатых россиян суды превратились в настоящую пытку.
«МНЕ, КАК ПОБЕДЕ, 70 ЛЕТ»
Светлана Секретарева - 70-летняя пенсионерка и заместитель председателя Троицко-Печорского районного совета ветеранов. Живет в Республике Коми. О фронтовых вкладах женщина знала давно от мамы - участницы Великой Отечественной войны. Но о том, что есть архивные документы, позволяющие их отследить и вернуть, прочитала в 2012-м.
«Моя мама, Клавдия Варламовна Шипова, попросилась на фронт в 17 лет. Получила похоронку на старшего брата и пошла добровольцем. Была санинструктором в составе 271-й стрелковой дивизии. - Светлана Петровна показывает корреспондентам «Мира новостей» старые снимки. - Там, на войне, она встретила моего отца. Петр Иванович Дейкун был кадровым офицером, командовал ротой. Родители брали Саур-Могилу, форсировали реку Миус и получили в один день - 17 июля 1943 года - по ордену Красной Звезды.
Папа погиб в марте 1944-го во время боев под Черновцами. Маме от него остались я и воинские награды. Вернувшись с фронта, она пошла в банк, получила деньги со своего аттестата. Отцовскую сумму ей тогда не отдали. Нагрубили: «Имей совесть. Страна в руинах, а ты клянчишь». Мать сгоряча обозвала банковского работника тыловой крысой. Мол, отсиделся, паразит, за чужими спинами и хамит. Ее забрали милиционеры, увезли в отделение, заперли на ночь в камере. Под утро пришел начальник-фронтовик, поговорил с мамой и отпустил ее домой...
С тех пор о вкладах в нашей семье никто не заикался, пока в 2012 году я не наткнулась на вашу газету. У меня пятеро внуков. Двое отслужили в армии, еще двое готовятся защищать Родину. Разве не горько им видеть, как государство с людьми поступает? Ну я и решила: отец и мать воевали за страну, а я буду воевать за них. С банком. По какому праву он столько лет пользуется деньгами убитых солдат и офицеров?»
Светлана Секретарева обратилась в ЦБ РФ. От нее отмахнулись: «Вы утратили право на наследство, а информация о вкладе Петра Дейкуна - банковская тайна». Пенсионерка подала иск в Мещанский суд Москвы - по месту нахождения ответчика - и вскоре была признана единственной наследницей отцовских фронтовых денег.
«Банк предъявил суду справку Красноармейского полевого учреждения №04200, в которой утверждал, что на папином счету хранилось всего 2900 рублей, - вспоминает Светлана Петровна. - Я написала Генеральному прокурору РФ: «Заставьте банкиров выслать мне копию отцовской сберкнижки со всеми операциями, проведенными по вкладу за 70 лет». В конце 2013 года банк прислал-таки отрывок сберкнижки по март 1943-го, но Петр Дейкун погиб 11 марта 1944-го и посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Ему что, целый год не начисляли довольствие на фронте?»
Секретарева подключила депутатов Госдумы, сделала запрос в Министерство обороны РФ. Ведомство ответило: «С февраля 1943 года по март 1944-го на счет вашего отца перечислено 13 728 рублей. Из них удержано во вклад 7450 рублей».
«Значит, сотрудники Центрального банка РФ умышленно лгут», - заключила пенсионерка и присоединила к своему иску заявления еще 12 земляков - детей ветеранов Великой Отечественной войны. Те, правда, за два года сдались - устали от изматывающей борьбы: «У Центробанка - сила, власть, лучшие юристы, а у нас - одно отчаяние».
Стойкая и юридически грамотная Секретарева отступать не собирается.
ГДЕ БАЗА ДАННЫХ?
Центральный банк РФ внушает наследникам фронтовиков, что порядка выплаты военных вкладов не существует. В мае 2014 года Департамент финансовой политики Минфина России сообщил Светлане Секретаревой и другим детям героев Великой Отечественной, что порядок есть, он установлен 15 декабря 1945 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР №3106. Право на наследство должно было оформляться не позднее 1 января 1947 года, комиссариатам предписывалась обязанность оповещения наследников погибших, чего они, к сожалению, не делали.
Если верить департаменту, «к настоящему моменту ЦБ РФ выплатил порядка 88% вкладов солдат и офицеров», а «к концу 2014 года непременно будет сформирована электронная база лицевых счетов, хранящихся в архиве банка». Она-де поможет остальным 12% наследников.
«Казалось бы, вот оно, счастье, забрезжила надежда, но на календаре май 2015-го. Где база данных? - возмущается пенсионерка Секретарева. - В апреле мы снова обратились с жалобой в Генеральную прокуратуру РФ. Сколько можно хитрить, юлить, угрожать старикам, в судах ведь и до этого доходит. Пора применить к банкирам меры прокурорского реагирования. На одном из первых заседаний ЦБ РФ оценил жизнь моего отца в 95 копеек. Ни стыда ни совести. Подождите, россияне еще не задавались вопросом, куда делись облигации Государственного военного займа 1943 года, на который солдаты подписывались на фронте. В официальном ответе Минобороны РФ говорится и о них. Напротив фамилии моего отца в подписном листе №1 стоит сумма и подпись. Облигации были выпущены на срок 20 лет. Заняли у народа 12 миллиардов рублей, в том числе 300 рублей у моего отца. Долги Родина не вернула. Сегодня старыми облигациями торгуют нумизматы, а банкиры водят нас за нос. Это позор страны-победительницы! Когда Россия заняла место СССР в ООН, ее обязали выплатить все долги Советского Союза. И она выплатила огромный долг США, Канаде по ленд-лизу. А долги наследникам погибших на войне, похоже, отдавать не собирается. В ООН нам, что ли, обратиться? Больше некуда».
Анна Бессарабова, Маргарита Подгородова
http://mirnov.ru/rubriki-novostey/obshchestvo/centrobank-pro...
Свежие комментарии