На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Приют

8 433 подписчика

Свежие комментарии

  • Валентин Козодаев
    «туда не пускают. Ленам-Леман, Самуэль-Самуэль.... понимать надать  »  А  неужели  мы  можем  определять  то  деяние,...Две России. Как п...
  • Алатырка
    Ну так я своим делом и занимаюсь, что однако не лишает меня права высказывать свое мнение, на происходящее, тем паче,...Две России. Как п...
  • Валентин Козодаев
    А  другие  меры,  это  просто  очень,  каждый  человек  рождён  для  своего  дела  и  задач,  и  не  каждому  дано,  ...Две России. Как п...

Пасха на Аляске

Православие на Аляску пришло с первыми русскими переселенцами, которых, как и «русскую веру», коренные жители Аляски встретили доброжелательно. Принятие Православия алеутами происходило мирным путем, так как русские жили с ними бок о бок, подчас выбирая себе в жены девушек из местных племен. Православная вера не насаждалась силой, но привлекала коренных жителей красотой и благочестием.

И здесь небезынтересно будет сделать отступление и сравнить подходы и плоды католической, протестантской и православной миссий на американском континенте.

Католичество, всегда стремящееся к жесткой церковно-административной системе, насаждалось испанскими конкистадорами среди индейцев Латинской Америки большей частью силой. В то время богослужение у католиков велось исключительно на латинском языке, что вызвало отчуждение у коренного населения Америки. Поэтому сегодня индейцы «католической традиции» фактически являются двоеверами — полукатоликами, полуязычниками. Сами испанцы, после времен жестоких гонений конкистадоров Кортеса на индейцев, в конце концов ассимилировались с ними, составив многонациональный конгломерат из мулатов, метисов, самбо и других смешанных народностей.

Протестантизм, занесенный в Америку из Англии и Франции, усмотрел в своем переселении из Европы аналогию с ветхозаветным исходом израильского народа из Египта и вселением его в Ханаан. А потому, что Бог повелел евреям делать с язычниками в Ханаане, то же самое стали делать и протестанты в Америке с индейцами — не обращать их в христианство, а истреблять и загонять остатки исконных хозяев Нового Света в резервации. Не удивительно поэтому, что северо-американский протестантизм породил секты адвентистов, иеговистов и мормонов, которые сугубо привержены Ветхому Завету. Потомки англосаксов, исповедующих протестантизм, так и не смешались с коренным индейским населением.

Православие в Америке пошло по иному пути… Начало православной миссии на Аляске положили монахи Валаамского монастыря, которые в 1787 г. обосновались на острове Кадьяк. В 1794 г. на острове Еловом поселился валаамский монах Герман, который проповедовал алеутам Евангелие и заботился об их осиротевших детях. Он был не священником, а простым монахом, не мог совершать службы, но, тем не менее, интересно, что из всех миссионеров раннего периода народы Аляски помнят только преподобного Германа. И не только помнят, но любят и почитают. Для алеутов и эскимосов святой Герман – главный молитвенник.

Преподобный Герман Аляскинский

 В мирском смысле он систематической миссионерской деятельностью не занимался, но был человеком очень высокой личной святости, уже при своей жизни совершил много чудес. И сейчас, спустя века после его кончины, алеуты и эскимосы приходят со своими бедами и проблемами помолиться на его могилу, собирают с нее землю и получают исцеления и решение своих проблем. Он преставился в 1836 г., а на его мощах стали происходить исцеления. Любопытно заметить, что духовным наставником как преподобного Германа, так и горячо любимого нами батюшки Серафима Саровского был ныне прославленный в лике преподобных саровский старец Назарий.

 

В общей сложности количество крещенных в 1793-1795 годы составило более девяти тысяч человек. Это, несомненно, был значительный успех.

Единственное упоминание о шамане в связи с деятельностью первых миссионеров содержит записанное у берингоморских эскимосов предание о гибели иеромонаха Ювеналия (Говорухина). Оно повествует, что миссионер был убит отрядом охотников в то время, когда он приблизился к ним и, обращаясь с проповедью, поднял руки для благословения. Среди охотников находился шаман, внимание которого привлек наперсный крест проповедника. Он взял его себе. И, когда крест был при нем, он не мог призывать духов. Это убедило его в особой силе креста, и после этого шаман говорил своим соплеменникам оказывать почтение всякому пришельцу, у которого будет такой же крест.

Стоит заметить, что многие из крещеных аборигенов становились верными и, как говорит святитель Иннокентий, примерными христианами. Среди них были и те, кто достигал вершин святости. Кадьякский эскимос Чукагнак, в крещении Петр,                                   

Святой  Петр Алеутский

 принял мученическую смерть в испанской миссии в Калифорнии, отказываясь принять католичество. Жителю острова Акун алеуту Спиридону Смиренникову после крещения являлись ангелы, которые учили его вере и благочестию в течение 30 лет, когда остров не посещали священники. Сохранился подлинник рапорта святителя Иннокентия, в бытность его священником на Уналашке, епископу Иркутскому, где это подробно описано. Об этом случае упоминали святители Филарет Московский и Феофан Затворник.

Ещё одна удивительная история - в село Старая Гавань прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 г. В этот день на Аляске произошло очень сильное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню, кроме здания Православного Храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.

В 1798 году была учреждена Российско-американская компания, которая по указу Павла I стала представлять государственные интересы Российской империи на Аляске.

Сегодня на Аляске проживает около 720 тысяч человек, из них Православных – 10-12 %. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 35 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. Большинство священников – из местных жителей.

Во многих селениях местные жители Аляски с гордостью говорят, что они Православные, что в них течет русская кровь, и помнят имена православных миссионеров, которые трудились на их земле. До сих пор они называют детей православными именами, носят русские фамилии. У жителей внутриконтинентальной Аляски для обозначения русского человека, в отличие от американца, который на их языке именуется «гуссук», существует особое слово: «гуссук-пиак», которое переводится как «настоящий, истинный белый».

Научные российские экспедиции на Аляску 2009–2011 годов посетили Православные Храмы и стали свидетелями, что там сохраняются традиции русского Православия. Наши священнослужители, принимавшие участие в экспедициях, совершали богослужения вместе с аляскинскими священниками и отметили, что распевы на Аляске не отличаются от российских, за богослужениями используются славянский, местный и английский языки. Несмотря на некоторый акцент в произношении, при чтении или пении молитв на церковнославянском языке русскому человеку всё понятно. Отдельные молитвы на славянском языке, к примеру «Отче наш», даже молодые люди могут читать наизусть.

Православная Аляска

Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения, каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство Православных храмов на Аляске не отличается от наших. Нет и скамеек. Богослужение ведется в основном на английском языке, но также на русском и на алеутском.

Священническое служение на Аляске имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

На Аляске практически нет святых источников — кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято.

Наш современник епископ Аляскинский Григорий (Афонский) очень точно сказал, что «мало кто в Америке, да и на Аляске сможет сказать, что такое Российско-американская компания, когда она существовала. Зато другое, неземное и вечное, что пришло на Аляску с теми же промышленниками и купцами, а потом было утверждено миссионерами-героями, осталось как русское наследие, и по сей день существует, и известно на Аляске всем — это Православная Церковь.

Bereg3163

https://cont.ws/post/263609

Картина дня

наверх