В 17-18 веке в России обстановка на дорогах была просто возмутительной. При этом ни одного автомобиля не существовало. Современным людям сложно представить, что гужевая повозка и сани могут представлять опасность для жизни. На самом же деле все было почти как сейчас, в тех странах, где плохо работают ПДД. Кучеры лихачили, повозки переворачивались. Под колесами гибли люди. И нередко «водители» дрались из-за того, что кто-то не уступил дорогу. Кучеры могли избить толпу людей кнутом.
Лихачей — драть кошками!
Речь идет не о домашних животных. Иван Грозный заинтересовался проблемой на дорогах и решил ее просто. Велел ловить нарушителей, знатных штрафовать, а бедных просто бить батогами. Позже за нарушения били кошками — особыми плетьми с четырьмя хвостами и узлами на них.
В 1863 году территорию Кремля сделали элитной — туда могли въезжать только люди высоких чинов.
Петр Великий и первые полицейские
При царе Петре в России стало больше порядка, коснулось это и движения. В 1718 году в Петербурге впервые назначили генерал-полицмейстера. Он совмещал функции слежения за порядком и ПДД. А ведь в те времена по улицам еще мог бродить скот. Вот это было запрещено при царе Петре, и вообще было велено чистить улицы, чтобы повозки могли безопасно передвигаться. Первый факт заботы о качестве дорог.
Регистрация и номера
Впервые регистрировать транспорт было решено в 1720 году. Извозчикам выдавали номера, они сначала были из полотна, и лишь потом стали медными.
Казнь за лихачество и причинение вреда здоровью
Русские люди с трудом подчиняются дорожным правилам, и получается, что так повелось еще в старину. В 1730-х годах императрица Анна Иоанновна, узнав, что хаос на дорогах продолжается, решила грозить нарушителям смертной казнью.
Ели по вине извозчиков гибли люди, дело доходило до суда, а потом и до казни. Чаще злостных нарушителей, которые давили людей, лихачили, сажали в тюрьму, а лошадей конфисковывали в царскую конюшню.В 1835 году извозчиков стали останавливать полицейские. Нужно было соблюдать скорость и сразу же тормозить по требованию.
Проблемы с ПДД на века
Впрочем, какие бы меры не принимались, а проблемы на дорогах сохранялись. При Екатерине Великой извозчикам выдавался документ, где указывалась личность и обязанности. Это описано в исторических трудах.
Однажды царю Павлу так надоели жалобы на дорожные происшествия, что он и вовсе велел выгнать из города всех извозчиков.
Более-менее понятные правила дорожного движения появились в 1890 году. Извозчики в то время уже должны были иметь лицензии. При обгоне возница свистел в свисток, таковым был прообраз сегодняшних «поворотников».
А еще правители боролись с «коррупцией» — запрещали водителям повозок брать плату сверх положенной таксы и «выпрашивать на водку». Нельзя было отказываться везти пассажира в дальний район.
Вот и кажется, что многие проблемы с ПДД в эпоху гужевого транспорта не решились и до сих пор. Уж больно они похожи на современные.
Свежие комментарии