Каждый год снимается огромное количество новых фильмов. Им дают какие-то призы, хвалят какие-то непонятные критики, но народ их, за редким исключением, не принимает и не пересматривает раз за разом. Попросту говоря - народ новые картины не любит.
Что не так делают режиссеры?
Существует такое четкое деление в нашей якобы интеллектуальной тусовке, к которой относят себя сценаристы и режиссеры.
Каждый год снимается огромное количество новых фильмов. Им дают какие-то призы, хвалят какие-то непонятные критики, но народ их, за редким исключением, не принимает и не пересматривает раз за разом. Попросту говоря - народ новые картины не любит.
Что не так делают режиссеры?
Существует такое четкое деление в нашей якобы интеллектуальной тусовке, к которой относят себя сценаристы и режиссеры.
Они считают, что есть тонко чувствующее меньшинство, и есть быдло - которое что-то там делает на заводе, возится грубыми навозными лапами в земле, метет улицы и бухает в майке-алкоголичке. (для тусовки почему-то это синонимично - работать на заводе и пить по-черному).
Причем наша "интеллигенция" даже не скрывает этих своих чувств, говорит прямо в лицо, например, Борис Акунин:
"В России живут бок о бок два отдельных, нисколько не похожих народа, и народы эти с давних пор люто враждуют между собой. Есть Мы и есть Они. У Нас свои герои: Чехов там, Мандельштам, Пастернак, Сахаров. У Них — свои: Иван Грозный, Сталин, Дзержинский, теперь вот Путин.
Друг друга представители двух наций распознают с первого взгляда и в ту же секунду испытывают приступ острой неприязни. Нам не нравится в Них все: как Они выглядят, разговаривают, держатся, радуются и горюют, одеваются и раздеваются. Нас тошнит от их любимых певцов, фильмов и телепередач. Они платят Нам той же монетой, и еще с переплатой".
Или (возвращаясь к кино) - вот что думает режиссер Андрей Кончаловский: "В России два народа — крохотная кучка думающих, и огромная «непродремавшаяся» масса российского обывателя, не меняющаяся уже много веков".
И свои фильмы, надо понимать, наша интеллигенция снимает для крохотной кучки думающих. Показывая в них непродремавшихся обывателей (см., например, "Левиафан", от которого меня откровенно тошнило).
В этих фильмах "непродремавшиеся" грубы, невежественны, постоянно пьяны, они не умеют любить, чувствовать, они внешне уродливы, у них есть все человеческие пороки.
Причем, эта тенденция в кино появилась давным давно. Не буду писать о чернушных фильмах конца 80-х-начала 90-х, это вообще особый жанр и особая статья. Возьмем якобы добрый и человечный фильм "Все будет хорошо" 1995 года.
Два антагониста - блестящий Нобелевский лауреат Петя из Америки и туповатый Коля с завода. И финал, в котором буквально преподносится мысль - пока ты тупо вкалываешь на заводе, жизнь проходит мимо.
Сравните это с фильмом, который уже несколько десятилетий любим народом,- "Влюблен по собственному желанию", где герой Янковского проходит совершенно обратную трансформацию - на заводе работать круто.
В этом и заключается основная причина нелюбви зрителей к современным фильмам - картины, которые выпускались в СССР, были для народа и про народ. Сейчас же большинство картин снимается для кинокритиков и "тусовки".
И народ эти фильмы НЕ ЛЮБИТ. Он раз за разом включает старое кино, в котором он, народ, не тупое пьяное быдло, не "непродремавшийся обыватель", а нормальный, хороший, добрый, трудолюбивый человек.
Где его представители красивы - как герой Тихонова в "Дело было в Пенькове" или герои Рыбникова в "Высоте", "Девчатах", "Весне на Заречной улице".
Народ любит фильмы, где его представители блистают юмором - например, остроумные диалоги простого электрика Коли и работницы хлебозавода/химчистки Люды из фильма "Москва слезам не верит" до сих пор гуляют в народе ("это комок нервов, три волосины в два ряда" и т.д.).
Остроумием отличаются и герои фильма "Любовь и голуби" и девчонки из фильма "Одиноким предоставляется общежитие" - простые ткачихи, мечтающие о любви.
Кстати, в старых фильмах любви и нормального человеческого счастья заслуживали абсолютно все.
Рабочие, ткачихи, маляры, колхозники, монтажники-высотники умели переживать весь спектр чувств и эмоций - которые сейчас считаются прерогативой исключительно интеллектуальной прослойки.
Но это не так - любой человек умеет любить, все ждут одного и того же - человеческого счастья.
Но нет, сейчас наша "интеллигенция" отказала народу в этом праве.
Мне очень нравятся слова настоящего интеллигента без кавычек Дмитрия Лихачева, которые он написал в книге "Письма о добром и прекрасном" (советую найти и прочитать этот отрывок целиком, он прекрасно раскрывает тему, кто такой настоящий интеллигент).
"Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем, можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком...
Я знал на Русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости".
И я могу сказать, что настоящий народ - это нормальные люди, которые просто безропотно работают, живут своей нормальной жизнью, влюбляются, женятся, воспитывают детей, поют песни и смотрят раз за разом старое кино.
Старое кино, в котором их никто не считает быдлом. И они уже не верят в то, что когда-нибудь появится новый фильм про народ и для народа.
Кунсткамера Натальи Трубиновской
Свежие комментарии