Приют

8 433 подписчика

Свежие комментарии

• Валентин Козодаев
    «туда не пускают. Ленам-Леман, Самуэль-Самуэль.... понимать надать  »  А  неужели  мы  можем  определять  то  деяние,...Две России. Как п...
  • Алатырка
    Ну так я своим делом и занимаюсь, что однако не лишает меня права высказывать свое мнение, на происходящее, тем паче,...Две России. Как п...
  • Валентин Козодаев
    А  другие  меры,  это  просто  очень,  каждый  человек  рождён  для  своего  дела  и  задач,  и  не  каждому  дано,  ...Две России. Как п...

На краю Вселенной что-то сияет ярче 300 триллионов Солнц

Астрономы обнаружили галактику фантастической яркости

Примерно в 12,5 миллиардов световых лет от Земли - почти на краю Вселенной находится небывало яркий объект - может быть, даже самый яркий: галактика, которой астрономы дали название WISE J224607.57-052635.0. Она сияет в 300 триллионов раз интенсивнее, чем наше Солнце и принадлежит к группе весьма загадочных объектов, примерно два десятка которых было недавно выявлено с помощью инфракрасного телескопа НАСА WISE (Wide-field Infrared Survey Explorer). Их назвали экстремально светящиеся инфракрасные галактиками - extremely luminous infrared galaxies (Elrigs). И эти объекты небывало яркие, но WISE J224607.57-052635.0 все же ярче. Вещество, которое ее окружает раскалено до миллиона градусов.

Излучает не только в видимом диапазоне, но и в рентгеновском.

Природа необычайной светимости рекордсменки, равно как и ее сестер, точно не определена. Астрономы лишь предполагают, что феномен связан с процессами образования звезд в этих галактиках и ростом сверхмассивных черных дыр.

По прикидкам Чао-Вей Цая (Chao-Wei Tsai) из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (Nasa's Jet Propulsion Laboratory in Pasadena, California), масса черной дыры в центре WISE J224607.57-052635.0 превышает солнечную в 3 миллиарда раз. И это удивительно. Ведь мы видим сияющую галактику такой, какой она была 12,5 миллиардов лет назад - примерно через1,2 миллиарда лет после Большого взрыва, в результате которого образовалась Вселенная. То есть, галактика слишком молода, чтобы вырастить у себя такую циклопическую черную дыру. Или яркость достигается за счет чего еще?

Астрономы продолжат изучать феномен, чтобы понять, что на самом деле творилось в молодой Вселенной.

КСТАТИ

Виден край Вселенной?

Астрономы организовали своего рода соревнование - кто заглянет дальше. И увидели галактики, расположенные гораздо дальше сияющей галактики - совсем уж на краю Вселенной.

Некоторое время рекорд держали в Европейской южной обсерватории (ESO). С помощью Очень Большого Телескопа (Very Large Telescope - VLT ), установленного в Чили, разглядели галактику, до которой 13,1 миллиарда световых лет. Она получила кодовое обозначение UDFy -38135539.

Галактику, расположенную в невообразимой дали, сначала засек орбитальный телескоп Hubble. Она предстала в виде едва заметного туманного пятнышка. Европейские ученые заинтересовались и нацелили на пятнышко VLT, оснащенный аппаратурой, способной регистрировать спектры далеких объектов. Наблюдения длились 16 часов. Еще два месяца ушли на обработку и перепроверку результатов.

Европейцев обставили астрономы из университета Калифорнии в Санта-Крус (University of California, Santa Cruz). По словам одного из руководителей исследования, профессора Гарт Иллингворта (Dr Garth Illingworth, professor of astronomy), обнаруженная галактика, получившая обозначение UDFj-39546284, расположена в 13,2 миллиардах световых лет от Земли.

А недавно ученые из Института космического телескопа заявили, что обнаружили небольшую галактику (MACS0647-JD) диаметром всего в 600 световых лет, которая удалена от нас на 13,3 миллиардов световых лет.

- Исследования коллег не только потрясают, - комментирует ход "соревнования"доктор Николь Несвадьба из парижского Института космической астрофизики. - Они еще и очень важны. Ведь наблюдая столь далекие объекты, мы погружаемся в глубокое прошлое. Как археологи, которые углубляются в почву. И видим то, что происходило тогда, когда Вселенная была еще совсем молодой.

Если руководствоваться наиболее распространенными сегодня представлениями об окружающем мире, то возник он в результате Большого Взрыва некой крошечной точки, который произошел 13,7 миллиарда лет назад. С тех пор Вселенная и расширяется во все стороны. И выходит: если мы увидели объекты, расположенные дальше, чем в 13 миллиардов световых лет от нас, то появились они спустя всего несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. Когда только-только начали образовываться первые звезды, а пространство - наполняться светом. И очищаться от водородного тумана - водород стал расщепляться на протоны и электроны. В результате этого процесса, названного ре-ионизацией, Вселенная и сделалась прозрачной.

Как полагали до обнаружения затерянных в глубинах космоса галактик, "просветление" в межгалактическом пространстве случилось примерно через 800 миллионов лет после Большого взрыва. А вот, оказывается, гораздо раньше. Раз мы увидели более древние галактики в пору их молодости. Свет от этих объектов, добравшийся до Земли и попавший в телескоп, был излучен примерно в это неспокойное время.

Обнаруженные галактики, конечно, еще не самый край Вселенной. Но близки к нему. Это - для тех, кто верит, что у Вселенной вообще есть какой-нибудь край.